Наверх

Маслов Михаил Николаевич (1919 - 1943)

СЕРДЦЕ, ПОЛНОЕ ОГНЯ.

О Маслове Михаиле Николаевиче - военном летчике

 

Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мне бы хотелось рассказать о своем дяде, Маслове Михаиле Николаевиче, военном летчике, гвардии младшем лейтенанте.

 

Он родился 10 ноября 1919 года в деревне Головково  Лысковского района  Нижегородской области в большой крестьянской семье.

Скончался  от ран и ожогов 22 декабря 1943 года в 1-ом  центральном авиационном госпитале в г. Москве.

Похоронен Маслов Михаил Николаевич на Преображенском кладбище в г. Москве. Посмертно был награжден Орденом Ленина.

 В 1941 году он окончил военное летное училище в г. Елгава Латвийской ССР.

Когда началась война, его направили в 19-й гвардейский дальнебомбардировочный Краснознаменный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Шапошников А. И.

Авиаполк в годы войны сражался под Москвой, на Волге, под Ленинградом, Севастополем, Орлом и Курском, Яссами и Кишиневым, на  Днепре и в Венгрии. Последние его удары были по Берлину.

Из рассказов моего отца, Маслова Василия Николаевича, я  узнала каким был мой дядя:  трудолюбивым, честным, справедливым,  беззаветно любящим свою семью, деревню, в которой  родился, и  свою Родину.

 

Маслов МихаилМаслов МихаилМаслов Михаил

 

После смерти Михаила,  друзья передали его родителям вещи, документы и фронтовой дневник, который он вел во время войны.

Парторг части Егоров В. Н. написал письмо следующего содержания: "Тяжело нам всем потерять такого товарища. Он был смел, отважен, крепко дрался с немцами. Мы были уверены, что скоро он получит звание Героя Советского Союза".

 

Когда я прочла записки из фронтового дневника, то поняла, что только такие люди, преданно любящие свою Родину и готовые отдать за нее жизнь, могли победить врага в той страшной войне.

Вот некоторые строчки из фронтового дневника летчика Михаила Маслова:

 

3 июня 1943 года.

"Не помню, где вычитал навсегда оставшиеся в моей памяти слова: «Честный гражданин, любящий свою Родину, должен помогать ей и защищать ее, не жалея своих сил».

Кажется это мои мысли. С ними иду в бой.

…Получен приказ разгромить скопление вражеских эшелонов. Взлетели. На маршруте спокойно. Штурман напоминает: «До цели осталось 3 минуты». Снижаемся. Нас сжимает кольцо разрывов. Облака окрашены прожекторами и пожарами. Кажется,  летим над горящими стогами соломы. Сзади в кабине послышалось слишком веселое для такой обстановки: чирик, чирик. Это срабатывают сбрасыватели. Трудно, о как трудно пробиваться  к цели. Но иначе нельзя. Только туда, к эшелонам фашистов! Ни одной бомбы мимо! Сброс!  И через несколько секунд под нами бушует новый пожар".

 

4 июня 1943 года.

"Родина зовет воинов к новым победам. Озверелый враг собирает свежие силы и бросает на восточный фронт. Вражеские эшелоны  с каждым днем приближаются к линии фронта, скапливаются на станциях. Все чаще думаю: все ли делаю я для того, чтобы приблизить нашу победу? Надо самого себя отдавать этому без остатка. Только тогда возможна победа.

Получен приказ нанести удар по железнодорожным составам. После заката солнца легли на маршрут. Еще за несколько десятков километров видна цель: вся в огне распластавшая зарево на полнеба. Это поработали наши ребята. Мы должны продолжить их дело. Ясная погода этому способствует. Но нас встречают яростным огнем. Трудно вести самолет. Его бросает из стороны в сторону. Радист молодец: все время начеку -отбивается от истребителей. Штурман доворачивает на цель. Боевая кнопка утопилась, замкнув контакты. Посыпались бомбы. Видим сильные взрывы. Но мы и сами летим сквозь взрывы. Они слепят глаза. А на душе праздник: смертоносный груз все-таки сброшен на врага".

 

7 июня 1943 года

"Прошел добрый ливень. Природа дохнула свежим воздухом. Тихо. Пахнет сосной. А как там у нас сейчас дома? Как любил я эти смоляные запахи. Сосны и березы мне всегда видятся символом нашей Родины, моей дорогой незаменимой России. Ради нее ведем смертный бой.

С запада приближается гроза. Издалека, будто канонада, прокатывается гром. А мы на тяжело груженных самолетах набираем высоту. В облаках не миновать обледенения. Надо идти на восток и там подниматься над облачностью. Она в несколько ярусов, до 10 баллов. «Окна» попадаются редко. Боимся, как бы не проскочить цель. Но вот в «кольце» показывается вражеский аэродром. Снижаемся. Впереди чью-то машину схватили прожекторы. Нам бы не влететь в них.. А под нами- высвеченные ближним пожаром самолеты на аэродроме. Бомбы отрываются. Самолеты горят! О, как люблю эти минуты удара!. Ради них стоит и рисковать, и мучиться бессонницей перед полетом. В конце концов ты приближаешь победу".

 

9 июня 1943 года.

"Противник всю ночную авиацию дальнего действия сосредоточил недалеко от линии фронта и начал активно действовать по нашим тылам и промышленным объектам. Мы должны блокировать его аэродромы.

Вечереет. Сидим у самолетов. Ждем сигнала. Вдруг грохочут взрывы. Свистят осколки. Это прошли «Юнкерсы». Одна бомба, очевидно, осветительная, долго горела на земле ярким пламенем. Заработали наши пулеметы, спаренные и автоматические зенитки. Трассирующие пули расходятся веером. Прожекторы прощупывают небо.

Взлетаем в этой кутерьме. Набираем высоту и сразу попадаем в лучи своих прожекторов. Они ищут противника. Штурман наготове дать: «Я свой!»

Отбомбились с двух заходов. Жутко смотреть на скопище своих и чужих самолетов над целью. Многие факелом падают до земли. Нет, без жертв нам не обойтись. И многие мои друзья сложили головы. Но мы все же одолеем фашистскую гадину".

 

10 июня 1943 года

"На Орловском и Брянском аэродромах костяк неприятельских ночников. С «рабами» на борту уходим на юго-запад. Горжусь своим экипажем. Хорошие ребята подобрались. Друг за друга жизни не пожалеют. Спокойные в самом аду. Вот и сейчас, уже на боевом курсе, каждому трудно: бьют зенитки, рыщут «Мессера». А на борту спокойствие. Аккуратные доклады. А главное –уверенная работа. Стрелок молча и терпеливо отбивается. Штурман, будто дома, колдует над расчетами. Лишь на выходе с боевого курса радист теряет спокойствие.

-Вижу взрывы!

… Выключаю моторы. Нас встречают товарищи. Все вместе, компанией в десять человек, мы идем ужинать.

Под звуки аккордеона вспоминаем прошлое, делимся впечатлениями, загадываем будущее. Всем оно видится необычайно радостным, красивым счастливым.

Пусть тот, кто дождется этого мирного счастья, вспомнит о нас, чернорабочих войны".

 

12 июня 1943 года

"Противник спешно перебрасывает войска на Восточный фронт, используя основную магистраль через Орел и Брянск. Бить его, бить!

Летим в облаках. Машину трясет: началось обледенение. На минуту выплыла луна. Облака -как башни. Но нам не до сказки. Мы очутились в котловане. Разрушая «башни», идем вверх. Но из огня попадаем в полымя. Радист выкрикивает:

-Сзади истребитель!

Моторы взревели. Бросаю машину вновь в облака. Не сразу оторвались от «Мессера». Молодец стрелок, поработал на славу: угостил чужака так, что тот круто пошел вниз".

 

20 июня 1943 года

"В Клинцах большое скопление неприятельских войск. За две минуты до удара над головой повисли САБы. Виден весь город- отдельные домики, улицы, кварталы. Наша точка прицеливания – центр станции. Конечно, жаль бомбить свои постройки, свою землю. Но там враг. Его надо, как чуму, выжигать".

 

21 июня 1943 года

"Над Орлом необычно тихо. Радисты сбрасывают листовки. Каким-то образом стрелок зацепился парашютом и распустил его в кабине. Старший радист на него шумнул. Передаю им, чтобы прекратили возню: под нами цель.

Засвистели бомбы. Уходим. Зенитки не успели открыть огонь".

 

24 июня 1943 года.

"Подходим к Смоленску. Перед нами -огненный заслон. Вдруг забарахлил левый мотор. А до цели еще 6-7 минут. Идем на одном моторе. Прошу его как человека: дотяни, дорогой! Немного осталось. САБы и взрывы бомб зажгли зарево. Теперь домой. Под нами пронесся двухкилевый самолет. Вроде истребитель. Подбираю режим сдавшему мот ору. Он то забирает, то глохнет. Выбираю кратчайший путь до линии фронта. Через 25 минут- над своей территорией".

 

4 июля 1943 года

"Как ни велико напряжение в полете, одолевает дремота. В прошлую ночь спать не пришлось. «Попил» кислороду, вроде все прошло. Но теперь захандрила машина. Отказал счетчик оборотов. Правый мотор начал давать сильную раскрутку. Машина мечется с крыла на крыло. Едва удерживаю. Слева моя цель – мот восточнее Гомеля. Назло всем чертям,  прорываемся к цели и накрываем ее с ходу".

 

28 июля 1943 года

"Сильно укрепившись, фашисты стоят по Ленинградом уже столько времени. Как черви, закопались, загородились бетоном. Нет, мы грудью прикроем тебя, город Ильича.

Подвесив тысячекилограммовые бомбы и заправившись горючим на дальнюю дорогу, выруливаем на старт. Идет дождь. Взлетаем по приборам. На высоте 150 метров обходим Москву. И вот широкое Ладожское озеро. Идем левее, отыскивая цели. Самолет подпрыгнул. Тысячекилограммовая пошла вниз. Лечу с открытым колпаком. Продувает, дышится легко - может, от сознания того, что вижу гордый город Ленина и сражаюсь за него, как за свой родной дом".

 

7 августа 1943 года

"Наступление наших войск развивается. Орел и Белгород освобождены. Фронт приближается к Карачеву. Получаю задачу бомбить эту станцию. На подходе к цели радист докладывает:

-Сзади самолет. Двухкилевый.

Маневрирую. Но уйти от «Ме-110» не удается. Он заходит в хвост. Радист открывает огонь. «Мессершмитт» тоже бьет изо всех точек. Трассы прошивают плоскости. Но штурман все же успевает сбросить бомбы. Радист продолжает вести огонь. Немец снова пристраивается и ударяет в хвост, по хвостовому оперению, фюзеляжу. Круто ухожу вниз. Вправо. На лес. Снова трасса. «Мессер» спиралит в 40-50 метрах. 

Стрелок передает: «Заело пулемет».

Высота совсем малая. Хватит снижаться. Беру штурвал на себя. Даю плавно газ. Но что такое скорость мала. В чем дело? Моторы. Вроде, работают хорошо. Отказал прибор. Перевожу триммер. Не действует: тросы перебиты.

Выкрикиваю:

-Штурман, скорость

-230.

А у меня 170. Значит, перебита трубка. Идем на бреющем, едва задевая лес. Истребитель нас потерял. Проверяю горючее. Отказал бензомер. Перехожу на первую группу. Набираю высоту: может, придется выбрасываться на парашютах.

Радист передает:

-Пробило сапог.  Неисправен приемник. Передатчик вроде целый.

Штурман сообщает:

-Обожгло локоть.

Подходя к аэродрому, даем красные ракеты. Проверяю управление, его крепость для посадки. Включаю аэронавигационные огни. Они отказали. Пробита электропроводка. Выпускаю шасси. Сигнализация не горит. Неужели не выпустится шасси? Перехожу на аварийный выпуск. Иду на по садку. Включаю фару. С небольшим перелетом машина прикасается к долгожданной земле. Подбегают люди. Обнимают нас. Смотрят на машину. Не верят, что она могла дойти домой своим ходом…"

 

полетный листполетный лист

 

…Последняя запись в дневнике Маслова Михаила обрывается тем временем, когда он был тяжело ранен. От тяжких ран и ожогов 3 степени он скончался в военном госпитале в Москве. Гвардии младший лейтенант не дожил до Победы, став вечным солдатом Великой Отечественной войны. Его именем названа одна из улиц г. Лыскова. Установлена мемориальная доска с портретом Героя на родительском доме в д. Головково.

В боевой истории и политдонесениях упоминается имя летчика Маслова. Он отмечен командованием «за успешно выполненные боевые задания по бомбардировке железнодорожных узлов».

В других документах говорится: «В районе цели самолет Маслова был неоднократно атакован истребителем и получил двести пробоин. Несмотря на поврежденность самолета, Маслов довел его до аэродрома».

 

В завершении хочу сказать, что в нашей большой  династии Масловых все из поколения в поколение, как эстафету, передают и хранят самые светлые воспоминания о нашем родственнике замечательном герое, бесстрашном военном летчике Маслове Михаиле Николаевиче.

Мы гордимся его подвигом и будем помнить о нем всегда!

 

Материалы предоставлены читателем ЦРБ им. 1 Мая Демидовой Людмилой Васильевной, племянницей Маслова М. Н.

 

 

 

 

 

 

Госуслуги

Участник АРБИКОН

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: cbs_sorm_nn@mail.52gov.ru

Яндекс.Метрика